8(914) 523-5144

Исследование восприятия  детей-инвалидов   учениками  3 «А»  класса НОШ № 31

По определению ФЗ "О социальной защите инвалидов" от 20 июля 1995 г. инвалид - это "лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты". Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы.

По данным Научного института исследований детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% – имеют врожденную или приобретенную патологию, 4-5% - составляют дети-инвалиды, значительное количество детей имеет стертые нарушения развития. По данным Министерства Образования РФ, 85% детей нуждается в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Лишь 20-25% будущих первоклассников можно считать практически здоровыми. Около 25% школьников нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи [2]. Особую тревогу вызывает рост детей с задержкой психического развития (14,5% - 1990 г., 37,8% - 2008 г.). На начальном этапе обучения такие дети оказываются неуспевающими.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначено, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, … и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Таким образом, «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства» [3].

Совместное проживание школьной жизни учащимися ОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья усиливает их совместную  социализацию и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам. Однако общей в этом случае для всех участников образовательного процесса, включая родителей учеников ОУ, становится проблема отношения к детям-инвалидам. Зачастую отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками, что значительно усложняет вовлечение детей с ОВЗ в социум, их активную адаптацию,  социализацию и развитие в массовой школе.

С целью выявления отношения учеников ОУ к детям-инвалидам на базе   НОШ №31 в третьем классе было проведено исследование.

Задачи исследования заключались в следующем:

1) разработать  экспресс-анкету для учеников класса; 

2) провести  опрос   учеников  класса;

3)  обработать результаты  опроса;

4) сделать выводы по итогам опроса;

5) предложить пути дальнейшего исследования по данной теме.

Исходя из цели и задач, была выдвинута гипотеза: могут ли учащиеся ОУ класса адекватно воспринимать детей-инвалидов.                             

На I этапе был изучен различный информационный материал по детям-инвалидам и разработана Экспресс-анкета для учащихся 3 «А» класса школы № 31. Всего было опрошено: 21  ученик.

II этап включал в себя информирование учащихся общеобразовательного класса о содержательной стороне исследования и первичное знакомство ребят с детьми-инвалидами. В связи с этим была подготовлена презентация по теме исследования, рассказ и видеофильм о Центре образования для детей-инвалидов Забайкальского края в г. Чите [5, 6]. Подготовленные материалы были продемонстрированы на классном часе в НОШ №31.

III этап заключался в следующем:  17 декабря 2011 года на базе ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов  проводилась предновогодняя акция «Дети-детям». Учащиеся 3 «А» класса подготовили концерт и посетили Центр образования для детей-инвалидов лично. Таким образом, ребята ОУ имели возможность познакомиться и пообщаться со слабослышащими детьми и детьми, которые находятся на индивидуальном обучении. Ученики Центра в свою очередь показали свой концерт и организовали массовое чаепитие для всех присутствующих детей.

На IV этапе этапе в 3 «А» классе НОШ №31 вновь была запущена та же Экспресс-анкета, что и в начале исследования. На этот раз всего опрошенных было: 25 человек из класса.

Таблица 1

 Результаты опроса учеников класса

в начале исследования и в конце

ДО АКЦИИ

ПОСЛЕ АКЦИИ

1 вопрос: «Как ты понимаешь   словосочетание дети-инвалиды? Кто это?»

1) бедные, больные дети – 8 чел.

2) которые попали в автокатострофу или не могут видеть и ходить  - 5 чел.

3) которые попали в  трудную  ситуацию, беду, пострадали в жизни – 3 чел.

4) у которых ноги отказали или у которых ноги нет  – 2 чел.

5) которые не учатся – 1 чел.

6) у  которых есть какой-нибудь диагноз – 1 чел.

7) беспомощные – 1 чел

8) которые  ломают себе  руки и ноги – 1 чел.

1) бедные, больные дети – 4 чел.

2) которые попали в автокатострофу или не могут слышать, видеть и ходить  -11 чел.

3) которые попали в  трудную  ситуацию, беду, пострадали в жизни – 0 чел.

4) у которых ноги отказали или у которых ноги нет  – 0 чел.

5) которые не учатся – 0 чел.

6) у  которых есть какой-нибудь диагноз – 4 чел.

7) беспомощные – 0 чел

8) которые  ломают себе  руки и ноги –1 чел.

9) такие же как мы - 2 чел.

10) нет ответа - 1 чел.

11) отстающие по развитию - 1 чел.

12) быть лишённым каких-то возможнастей - 1 чел.

 

2 вопрос:  «Ты знаешь детей-инвалидов»

1) нет  - 13 чел.

2) да – 8 чел.

1) нет  - 8 чел.

2) да –  17чел.

3 вопрос: «Какие чувства ты испытываешь по отношению к детям-инвалидам?»

1) сочувствие, жалость – 13 чел.

2) переживание,  беспокойство – 1 чел.

3) желание  помочь – 1 чел.

4) не  обзываю, не бью – 1 чел.

5) плохие  - 1 чел.

6) хорошие  - 4 чел.

7) сострадание  - 1 чел.

8) нет ответа – 2 чел.

  1. сочувствие, жалость – 13 чел.
  2. переживание,  беспокойство – 0 чел.
  3. желание  помочь –  0 чел.
  4. не  обзываю, не бью –  0 чел.
  5. плохие  -  0 чел.
  6. хорошие  - 4 чел.
  7. сострадание  - 0 чел.
  8. нет ответа – 4  чел.
  9.  много каких - 1 чел.

          10) грусть - 1чел.

          11)как к обычным детям - 1 чел.

          12) уважение, добро-  1 чел.

4 вопрос: «Сколько детей-инвалидов  в  Чите?»

1) от 10 до 100 – 8 чел.

2) от 100 до 1 000 — 3 чел.

3) 1000 и более – 3 чел.

4) даже не предполагаю – 1 чел.

5) 50% от здоровых детей – 1 чел.

6) много – 1 чел.

7) немного – 1 чел.

  1. от 10 до 100 – 2 чел.
  2. от 100 до 1 000 – 4 чел.
  3. 1000 и более – 6 чел.
  4. даже не предполагаю – 6 чел.
  5. 50% от здоровых детей – 1 чел.
  6. много – 5 чел.
  7. немного – 1 чел.

 

5 вопрос: «Как, по-твоему, где живут дети-инвалиды»

1) в больнице, приютах – 9 чел.

2) в деревнях – 1 чел.

3) в пансионах и различных детдомах – 1 чел.

4) в обычных  домах – 6 чел.

5) в  интернате  - 4 чел.

6) в  роддоме – 1 чел.

1) в больнице, приютах – 2 чел.

2) в деревнях –  0 чел.

3) в пансионах и различных детдомах – 2 чел.

4) в обычных  домах – 6 чел.

5) в  интернате  - 7 чел.

6) в  роддоме – 0  чел.

7) некоторые дома,  а некоторые в интернате - 4 чел.

8) Не знаю - 3 чел.

9) В школах - 1 чел.

 

6 вопрос: «Как ты думаешь, где должны жить дети-инвалиды?»

1) дома  - 9 чел.

2) в больнице  - 6 чел.

3) в  интернате  - 4 чел.

4) нет ответа  - 1 чел.

5) в центрах – 1 чел.

1) дома  - 13  чел.

2) в больнице  - 2 чел.

3) в  интернате  - 7 чел.

4) нет ответа  - 3 чел.

5) в центрах – 0 чел.

 

7 вопрос: «Как ты думаешь, хорошо ли о них заботятся?»

1) да – 17 чел.

2) хорошо – 2 чел.

3) очень хорошо  - 2 чел.

1) да – 18  чел.

2) хорошо – 5 чел.

3) очень хорошо  -  2 чел.

 

8 вопрос: «Как ты думаешь,  дети-инвалиды должны учиться?

Если «да», то где?»

1) да – 17 чел.                                                       

2) наверное  - 1  чел.                                         

3) нет - 3 чел.                                                   

4) нет ответа – 2 чел.  

1) дома – 2 чел.

2) в спецшколе –  6 чел.

3) в школе – 9 чел.

  1. да – 23 чел.
  2. Наверное  - 0   чел.
  3. нет -  2 чел.
  4. нет ответа – 0 чел.                                                    

1) дома – 4 чел.

2) в спецшколе – 11 чел.

3) в школе –11 чел.

 

 

9 вопрос: «Как ты думаешь, о чем мечтают такие дети?»

1) вылечиться   -  11 чел.

 

2) не  быть  инвалидом, стать  обычными детьми – 6 чел.

3) стать  прежними – 2 чел.

4) о  своей семье - 1  чел.

5) о  том что они не могут  - 1 чел.

6) Быть  как все  -  1 чел.

7) о том, чтобы их любили – 1 чел.

 

1) вылечиться, быть здоровыми   -   9 чел.

2) не  быть  инвалидом, стать  обычными детьми – 4 чел.

3) стать  прежними – 0 чел.

4) о  своей семье -  2 чел.

5) о  том что они не могут  - 3  чел.

6) Быть  как все  -   1 чел.

7) о том, чтобы их любили – 0 чел.

8) Не знаю – 2 чел

9) О том, чтобы быть волшебником – 1 чел

10) О новой жизни – 1 чел

11) О хорошей жизни – 1 чел

12) О своей радости, чтобы остаться целыми и невредимыми – 1 чел

 

10 вопрос: «Ты хотел бы дружить с ребенком-инвалидом? Почему?»

1) да  - 18 чел.

2) нет – 2 чел.

3) неи ответа — 1 чел

  1. да  - 22 чел.
  2. нет – 2 чел.
  3. нет ответа – 1 чел

 

11 вопрос: «Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для такого ребенка?»

1) вылечил его, сделал бы его здоровым – 14 чел.

2) чтобы  он  был как  все – 3 чел.

3) поставил бы на  ноги - 1 чел.

4) то, что  они не могут  – 1 чел.

5) подарил им радость - 1 чел.

6) всё  - 1 чел.

  1. вылечил его, сделал бы его здоровым – 19 чел.
  2. чтобы  он  был как  все – 1 чел.
  3. поставил бы на  ноги -  0 чел.
  4. то, что  они не могут  – 0 чел.
  5. подарил им радость -  0 чел.
  6. Всё  -  0 чел.
  7. Чтобы у него были родители – 1 чел
  8. Спас его жизнь – 1 чел
  9. То, что он больше всего хотел, исполнил его  мечту – 2 чел
  10. Помогла бы ему – 1 чел

 

12 вопрос: «Если ты встретишь ребенка-инвалида, как ты поведешь себя по отношению к нему?»

1) помогу   ему   дойти до  места   куда  ему  надо – 1 чел.

2) помогу, дам   денег – 5 чел.

3) относился   к  нему с уважением – 1 чел.

4) нормально  - 1 чел.

5) хорошо   - 2 чел.

6) отлично  - 1 чел.

7) я  буду с ним  ласкова  и  добра - 1 чел.

8) я  подружился  с ним  и гулял – 2 чел.

9) прилично  - 1 чел.

10) с сочувствием  - 1 чел.

11) поздоровался, перевёл   через дорогу – 2 чел.

12) вежливо - 2 чел.

13) посмотрю  печальными  глазами - 1 чел.

14) так  же как обычно - 1 чел.

  1. помогу   ему   дойти до  места   куда  ему  надо – 0 чел.
  2. помогу, дам   денег – 4 чел.
  3. относился   к  нему с уважением – 0 чел.
  4. нормально  -  1 чел.
  5. хорошо   -  4 чел.
  6. Отлично  -  0 чел.
  7. я  буду с ним  ласкова  и  добра -  2 чел.
  8. я  подружился  с ним  и гулял – 0 чел.
  9. прилично  -  1 чел.
  1. с сочувствием  -  1 чел.
  2. поздоровался, перевёл   через дорогу – 1 чел.
  3. вежливо -  4 чел.
  4. посмотрю  печальными  глазами — 0 чел
  5. так  же как обычно -  2 чел.
  6. Аккуратно и осторожно, чтобы его не ушибить – 1 чел
  7.  Буду заботиться и жалеть – 1 чел
  8. Нет ответа – 2 чел
  9. Поздороваюсь и подбодрю, что жизнь не заканчивается и можно излечить болезнь этого ребенка – 2 чел
  10. Улыбнусь в ответ – 1 чел
       

 

После проведенных мероприятий были сделаны следующие выводы:

      1) сократилось  число учащихся в классе:

- считающих детей-инвалидов бедными и обездоленными (на 10%);

- думающих, что дети-инвалиды живут только в больницах и приютах (на 35%).

2) увеличилось количество ребят нашего класса:

- имеющих реальное представление о детях-инвалидах (на 20%);

- знающих детей-инвалидов (на 30%);

- считающих, что такие дети должны жить дома, а не в больницах (на 9%);

- утверждающих, что особые дети должны учиться (на 11%) вместе с нами в школах (на 1%);

- желающих дружить с таким ребенком (на 20%).

Все это говорит о том, что:

  1. дети ОУ могут и готовы адекватно воспринимать детей-инвалидов;
  2. при проведении совместных мероприятий с особыми детьми количество ребят и их психологическая готовность к восприятию и принятию таких детей возрастает;
  3. совместные мероприятия и встречи необходимы как учащимся класса ОУ, так и детям-инвалидам;
  4.  для проведения подобных мероприятий необходима помощь взрослых, в том числе родителей.

После проведенного исследования учащиеся 3 «А» класса совместно составили планы на будущее: 1) пригласить детей Центра к себе в школу на мероприятие; 2) сделать своими руками подарки и преподнести детям-инвалидам в память о наших встречах; 3) организовать совместное с детьми из Центра мероприятие; 4) поддерживать дружеские отношения и приобщать к этому учащихся других классов школы и школ города.

Проблема толерантности является общей для детей, учителей и родителей. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить и с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры  общения. Думается важно организовывать и совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, ведь личный пример взрослых воспитывает у ребят чувство уважения к другим людям, толерантность к другим взглядам. Да и  довоьно-таки сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают взрослые.

Список используемой литературы:

 

 

1. Холоненко Н.А. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов. Различные подходы к пониманию инвалида [Электронный ресурс] // Блог  «Особый ребенок» : [сайт]. URL: http://iacceptmybaby.blogspot.com/2011/03/blog-post_09.html

2. Михеева Л.В. Влияние социальной среды на детей с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» :  [сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/582501/

3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" от 04 февраля 2010 г. Пр-27 [Электронный ресурс]  // Министерство образования и науки РФ :  [сайт]. URL:  http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

 

4. Отношение к детям-инвалидам [Электронный ресурс] // Сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья «Дверь в мир» : [сайт]. URL:   http://doorinworld.ru/stati/434-otnoshenie-k-detyam-invalidam

 

5. Министерство образования Забайкальского края. ГОУ Центр образования «Стремление» :  видеофильм  [Электронный ресурс] //  Главный проет. mov

6. Инвалид — не инвалид. Люди так не делятся : социальный видеоролик //[сайт]. URL: http://rordi.ru/%20http://video.yandex.ru 

7. Стихи про особых деток... [Электронный ресурс] // Общение мам особых деток :  [сайт]. URL: http://invamama.ru/literature/1096/