По определению ФЗ "О социальной защите инвалидов" от 20 июля 1995 г. инвалид - это "лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты". Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы.
По данным Научного института исследований детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% – имеют врожденную или приобретенную патологию, 4-5% - составляют дети-инвалиды, значительное количество детей имеет стертые нарушения развития. По данным Министерства Образования РФ, 85% детей нуждается в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Лишь 20-25% будущих первоклассников можно считать практически здоровыми. Около 25% школьников нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи [2]. Особую тревогу вызывает рост детей с задержкой психического развития (14,5% - 1990 г., 37,8% - 2008 г.). На начальном этапе обучения такие дети оказываются неуспевающими.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначено, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, … и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Таким образом, «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства» [3].
Совместное проживание школьной жизни учащимися ОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья усиливает их совместную социализацию и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам. Однако общей в этом случае для всех участников образовательного процесса, включая родителей учеников ОУ, становится проблема отношения к детям-инвалидам. Зачастую отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками, что значительно усложняет вовлечение детей с ОВЗ в социум, их активную адаптацию, социализацию и развитие в массовой школе.
С целью выявления отношения учеников ОУ к детям-инвалидам на базе НОШ №31 в третьем классе было проведено исследование.
Задачи исследования заключались в следующем:
1) разработать экспресс-анкету для учеников класса;
2) провести опрос учеников класса;
3) обработать результаты опроса;
4) сделать выводы по итогам опроса;
5) предложить пути дальнейшего исследования по данной теме.
Исходя из цели и задач, была выдвинута гипотеза: могут ли учащиеся ОУ класса адекватно воспринимать детей-инвалидов.
На I этапе был изучен различный информационный материал по детям-инвалидам и разработана Экспресс-анкета для учащихся 3 «А» класса школы № 31. Всего было опрошено: 21 ученик.
II этап включал в себя информирование учащихся общеобразовательного класса о содержательной стороне исследования и первичное знакомство ребят с детьми-инвалидами. В связи с этим была подготовлена презентация по теме исследования, рассказ и видеофильм о Центре образования для детей-инвалидов Забайкальского края в г. Чите [5, 6]. Подготовленные материалы были продемонстрированы на классном часе в НОШ №31.
III этап заключался в следующем: 17 декабря 2011 года на базе ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов проводилась предновогодняя акция «Дети-детям». Учащиеся 3 «А» класса подготовили концерт и посетили Центр образования для детей-инвалидов лично. Таким образом, ребята ОУ имели возможность познакомиться и пообщаться со слабослышащими детьми и детьми, которые находятся на индивидуальном обучении. Ученики Центра в свою очередь показали свой концерт и организовали массовое чаепитие для всех присутствующих детей.
На IV этапе этапе в 3 «А» классе НОШ №31 вновь была запущена та же Экспресс-анкета, что и в начале исследования. На этот раз всего опрошенных было: 25 человек из класса.
Таблица 1
Результаты опроса учеников класса
в начале исследования и в конце
ДО АКЦИИ |
ПОСЛЕ АКЦИИ |
||
1 вопрос: «Как ты понимаешь словосочетание дети-инвалиды? Кто это?» |
|||
1) бедные, больные дети – 8 чел. 2) которые попали в автокатострофу или не могут видеть и ходить - 5 чел. 3) которые попали в трудную ситуацию, беду, пострадали в жизни – 3 чел. 4) у которых ноги отказали или у которых ноги нет – 2 чел. 5) которые не учатся – 1 чел. 6) у которых есть какой-нибудь диагноз – 1 чел. 7) беспомощные – 1 чел 8) которые ломают себе руки и ноги – 1 чел. |
1) бедные, больные дети – 4 чел. 2) которые попали в автокатострофу или не могут слышать, видеть и ходить -11 чел. 3) которые попали в трудную ситуацию, беду, пострадали в жизни – 0 чел. 4) у которых ноги отказали или у которых ноги нет – 0 чел. 5) которые не учатся – 0 чел. 6) у которых есть какой-нибудь диагноз – 4 чел. 7) беспомощные – 0 чел 8) которые ломают себе руки и ноги –1 чел. 9) такие же как мы - 2 чел. 10) нет ответа - 1 чел. 11) отстающие по развитию - 1 чел. 12) быть лишённым каких-то возможнастей - 1 чел.
|
||
2 вопрос: «Ты знаешь детей-инвалидов» |
|||
1) нет - 13 чел. 2) да – 8 чел. |
1) нет - 8 чел. 2) да – 17чел. |
||
3 вопрос: «Какие чувства ты испытываешь по отношению к детям-инвалидам?» |
|||
1) сочувствие, жалость – 13 чел. 2) переживание, беспокойство – 1 чел. 3) желание помочь – 1 чел. 4) не обзываю, не бью – 1 чел. 5) плохие - 1 чел. 6) хорошие - 4 чел. 7) сострадание - 1 чел. 8) нет ответа – 2 чел. |
10) грусть - 1чел. 11)как к обычным детям - 1 чел. 12) уважение, добро- 1 чел. |
||
4 вопрос: «Сколько детей-инвалидов в Чите?» |
|||
1) от 10 до 100 – 8 чел. 2) от 100 до 1 000 — 3 чел. 3) 1000 и более – 3 чел. 4) даже не предполагаю – 1 чел. 5) 50% от здоровых детей – 1 чел. 6) много – 1 чел. 7) немного – 1 чел. |
|
||
5 вопрос: «Как, по-твоему, где живут дети-инвалиды» |
|||
1) в больнице, приютах – 9 чел. 2) в деревнях – 1 чел. 3) в пансионах и различных детдомах – 1 чел. 4) в обычных домах – 6 чел. 5) в интернате - 4 чел. 6) в роддоме – 1 чел. |
1) в больнице, приютах – 2 чел. 2) в деревнях – 0 чел. 3) в пансионах и различных детдомах – 2 чел. 4) в обычных домах – 6 чел. 5) в интернате - 7 чел. 6) в роддоме – 0 чел. 7) некоторые дома, а некоторые в интернате - 4 чел. 8) Не знаю - 3 чел. 9) В школах - 1 чел.
|
||
6 вопрос: «Как ты думаешь, где должны жить дети-инвалиды?» |
|||
1) дома - 9 чел. 2) в больнице - 6 чел. 3) в интернате - 4 чел. 4) нет ответа - 1 чел. 5) в центрах – 1 чел. |
1) дома - 13 чел. 2) в больнице - 2 чел. 3) в интернате - 7 чел. 4) нет ответа - 3 чел. 5) в центрах – 0 чел.
|
||
7 вопрос: «Как ты думаешь, хорошо ли о них заботятся?» |
|||
1) да – 17 чел. 2) хорошо – 2 чел. 3) очень хорошо - 2 чел. |
1) да – 18 чел. 2) хорошо – 5 чел. 3) очень хорошо - 2 чел.
|
||
8 вопрос: «Как ты думаешь, дети-инвалиды должны учиться? Если «да», то где?» |
|||
1) да – 17 чел. 2) наверное - 1 чел. 3) нет - 3 чел. 4) нет ответа – 2 чел. |
1) дома – 2 чел. 2) в спецшколе – 6 чел. 3) в школе – 9 чел. |
|
1) дома – 4 чел. 2) в спецшколе – 11 чел. 3) в школе –11 чел.
|
|
|||
9 вопрос: «Как ты думаешь, о чем мечтают такие дети?» |
|||
1) вылечиться - 11 чел.
2) не быть инвалидом, стать обычными детьми – 6 чел. 3) стать прежними – 2 чел. 4) о своей семье - 1 чел. 5) о том что они не могут - 1 чел. 6) Быть как все - 1 чел. 7) о том, чтобы их любили – 1 чел.
|
1) вылечиться, быть здоровыми - 9 чел. 2) не быть инвалидом, стать обычными детьми – 4 чел. 3) стать прежними – 0 чел. 4) о своей семье - 2 чел. 5) о том что они не могут - 3 чел. 6) Быть как все - 1 чел. 7) о том, чтобы их любили – 0 чел. 8) Не знаю – 2 чел 9) О том, чтобы быть волшебником – 1 чел 10) О новой жизни – 1 чел 11) О хорошей жизни – 1 чел 12) О своей радости, чтобы остаться целыми и невредимыми – 1 чел
|
||
10 вопрос: «Ты хотел бы дружить с ребенком-инвалидом? Почему?» |
|||
1) да - 18 чел. 2) нет – 2 чел. 3) неи ответа — 1 чел |
|
||
11 вопрос: «Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для такого ребенка?» |
|||
1) вылечил его, сделал бы его здоровым – 14 чел. 2) чтобы он был как все – 3 чел. 3) поставил бы на ноги - 1 чел. 4) то, что они не могут – 1 чел. 5) подарил им радость - 1 чел. 6) всё - 1 чел. |
|
||
12 вопрос: «Если ты встретишь ребенка-инвалида, как ты поведешь себя по отношению к нему?» |
|||
1) помогу ему дойти до места куда ему надо – 1 чел. 2) помогу, дам денег – 5 чел. 3) относился к нему с уважением – 1 чел. 4) нормально - 1 чел. 5) хорошо - 2 чел. 6) отлично - 1 чел. 7) я буду с ним ласкова и добра - 1 чел. 8) я подружился с ним и гулял – 2 чел. 9) прилично - 1 чел. 10) с сочувствием - 1 чел. 11) поздоровался, перевёл через дорогу – 2 чел. 12) вежливо - 2 чел. 13) посмотрю печальными глазами - 1 чел. 14) так же как обычно - 1 чел. |
|
||
После проведенных мероприятий были сделаны следующие выводы:
1) сократилось число учащихся в классе:
- считающих детей-инвалидов бедными и обездоленными (на 10%);
- думающих, что дети-инвалиды живут только в больницах и приютах (на 35%).
2) увеличилось количество ребят нашего класса:
- имеющих реальное представление о детях-инвалидах (на 20%);
- знающих детей-инвалидов (на 30%);
- считающих, что такие дети должны жить дома, а не в больницах (на 9%);
- утверждающих, что особые дети должны учиться (на 11%) вместе с нами в школах (на 1%);
- желающих дружить с таким ребенком (на 20%).
Все это говорит о том, что:
После проведенного исследования учащиеся 3 «А» класса совместно составили планы на будущее: 1) пригласить детей Центра к себе в школу на мероприятие; 2) сделать своими руками подарки и преподнести детям-инвалидам в память о наших встречах; 3) организовать совместное с детьми из Центра мероприятие; 4) поддерживать дружеские отношения и приобщать к этому учащихся других классов школы и школ города.
Проблема толерантности является общей для детей, учителей и родителей. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить и с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Думается важно организовывать и совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, ведь личный пример взрослых воспитывает у ребят чувство уважения к другим людям, толерантность к другим взглядам. Да и довоьно-таки сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают взрослые.
Список используемой литературы:
1. Холоненко Н.А. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов. Различные подходы к пониманию инвалида [Электронный ресурс] // Блог «Особый ребенок» : [сайт]. URL: http://iacceptmybaby.blogspot.com/2011/03/blog-post_09.html
2. Михеева Л.В. Влияние социальной среды на детей с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/582501/
3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" от 04 февраля 2010 г. Пр-27 [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ : [сайт]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
4. Отношение к детям-инвалидам [Электронный ресурс] // Сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья «Дверь в мир» : [сайт]. URL: http://doorinworld.ru/stati/434-otnoshenie-k-detyam-invalidam
5. Министерство образования Забайкальского края. ГОУ Центр образования «Стремление» : видеофильм [Электронный ресурс] // Главный проет. mov